Образование:От автора

II

От автора.

Сегодня чуть ли не каждый взрослый человек озабочен положением дел в нашем государстве: коррупция, казнокрадство, бандитизм, развал экономики при всех ее “темпах роста”, отсутствие позитивных социальных перспектив, опустошенность в душах людей… - все это следствия развала некогда единой государственной системы, ее моральных устоев и принципов, а также утери духовных ориентиров и ценностей.

В попытках “обустроить” Россию нет недостатка ни в предложениях, ни в действиях: одни, например, желали бы ужесточить законы, другие – отнять награбленное, третьи отстроить дороги(и строят по силе-возможности!), четвертые – улучшить питание школьников (и улучшают, слава Богу !) и т.д. и т.п. Как говорится, сколько людей, столько и мнений. С позиции философии общим является одно: материализм намерений и натурализм действий(?!)…

Как педагог я предлагаю “духовный” выход из тупика, в котором оказалось Отечество (а, следовательно, и каждый из нас !) – выстраивать невидимые глазу “вещи”: психологию, сознание людей, ум, волю, интеллект и … душу человека. Последнее является прерогативой религии, но конструктивно выстраивается семьей и школой, по крайней мере, в пределах определенного возраста…

Здесь подошли к рубежу, за которым проглядывается мировоззренческий аспект проблемы: тому ли учим детей(?!); те ли педагогические задачи, требования, устремления; та ли организация учебного процесса и мн. другое, что в итоге приводит к разрушению личности ребенка: социальной инфантильности, неудовлетворенности учебой, физиологии интересов и т.д

Что можно противопоставить этому сегодня, сейчас, незамедлительно(?!). На мой взгляд, поменять идеологию образования: с привычной для всех нас “платформы” знаний в обучении перейти на платформу действий: социально – полезных творческих (!) дел и инициатив. Благо есть духовная опора этому: высказывания великих ученых и просветителей прошлого. Вот, например, одно из них: “Великая цель образования – не знания, а действия” – Герберт Спенсер, англ. философ XIX в.

В данном контексте уместно сравнение со встречными поездами: один, например, идет без остановок и пересадок в страну знаний (дети наблюдают действительность из окон этого “поезда” - школы); другой “кланяется” каждой остановке под названием Жизнь – милосердие, трудолюбие, творчество, физические и интеллектуальные игры и прочее и прочее. Конечная цель бесконечна: имя ей благополучие человека и государства – обустройство одного через другое одновременно… Это может быть достигнуто только творческим и созидательным трудом каждого члена общества не только во взрослой жизни, но и в период учебы.

Ясно, что данный “поезд” никуда не поедет и не пойдет, если мы, взрослые, не откроем ему в своей душе “зеленый свет”, - что потребует некоторой перестройки традиционного педагогического сознания и мышления. Оно в следующем: до сих пор верхней планкой наших социально-педагогических устремлений была и остается подготовка специалистов(раньше для народного хозяйства, сейчас непонятно для чего…). С точки зрения философии педагогики это: овладение знаниями в области достигнутого. Более высокая планка – преобразование действительности на основе полученных знаний, что непременно предполагает творческую деятельность учащегося.

Отсюда, “зеленый свет” не педагогике знаний, а педагогике дела. Одна из них формирует специалиста с психологией усвоиста и исполниста ( на педагогических принципах усвоения и исполнения), другая – творца и созидателя. Одна препятствует прогрессу в обществе, другая способствует ему (это лучше всего определит сам читатель как гражданин своего Отечества.)

P.S.1 Подробно о концепции созидающего образования можно прочесть на нашем сайте, который воспроизводит публикацию г-ты “Берег” №2 от 10.1.2003г.

P.S.2 Каждый из нижеследующих материалов имеет самостоятельное значение и достаточен для понимания новой концепции.

Читайте, изменяйте, улучшайте, если в этом увидите необходимость, ее основные положения. Только так и только в этом случае благодаря разумной воле большинства, может быть создан образовательный документ нового типа и нового мировоззренческого уровня. Тогда в нем будут востребованы жизненный и духовный опыт народа, его созидательный гений. Этот документ и будет определять развитие страны на многие десятилетия вперед, ибо образование – основа всему!

-Далее-

©Copyright:Copy-Servis

Hosted by uCoz